О духовном пути

В последнее время очень модно заниматься разного рода эзотерическими практиками, претендуя на то, что это некий духовный путь, которого нам всем очень не хватает. И не секрет, многих эти практики привлекают развитием различного рода неординарных способностей, приобретения некой дополнительной силы и знаний, интуитивно чувствуя, что человек способен на нечто большее, чем просто есть, спать и размножаться.

В наш компьютерный век, слава Богу, информация о разных школах, направлениях, религиях стала доступна любому интересующемуся, и стало возможным почитать литературу разных школ и попробовать понять, что же их всех объединяет, что же из себя представляет «Духовный путь», понять хотя бы на логическом уровне, не пробуя на практике и своей шкуре все возможные пути. В данной статье автор попытается обобщить прочитанную им ранее литературу и, не претендуя на истину в последней инстанции, изложит ниже свое скромное мнение по данному вопросу. Еще сразу оговорюсь, что упоминая здесь различные религии, я никак не имею ввиду общественные религиозные институты. Общественная организация обычно живет по законам общества и имеет цели стабилизации или управления поведением масс, т.е. решает совсем другие задачи.

Итак, во всех известных религиях, школах, направлениях есть некое понятие всеобщего начала, нечто такого, что породило весь наш мир (материальный и нематериальный) или явилось базой для рождения всех вещей и существ. В разных религиях его называют по-разному: Дао – начало неба и земли, а также всех мириадов вещей/существ (даосизм); Звук Ом/Аум – первоначальный звук/энергия, из которого происходит вся Вселенная (буддизм); Атман – подлинная внутренняя сущность (кришнаизм); Дзогчен – Великое совершенство, непроявленная реальность, Абсолют (в религиях Тибета); Бог – некто, кто сотворил весь мир и человека (все равно христианский ли, иудейский ли); Сат – Истинная сущность (йога) и т.д. Поскольку нам простым смертным сложно понять, как это из чего-то одного родилось всё и почему это вдруг случилось, то этому чему-то часто придают такие характеристики, как божественное, мистическое, истинное, совершенное и т.п., правда, легче нам от этого не становится :-) . Оставим в стороне обсуждение физической стороны такой субстанции, а также возможности ее существования. Просто допустим хотя бы на время чтения этой статьи, что таковая субстанция существует. Тогда цель любого духовного пути формулируется довольно просто:

цель духовного пути – единение человека с этим всеобщим началом, понять и почувствовать его наличие как в себе, так и везде вовне.

 В данной статье для простоты дальнейшего изложения из множества терминов выше выберем один, например, термин Дао. Т.е. далее под термином Дао мы будем понимать некую тонкую субстанцию или энергию, которой пронизано в целом все наше пространство и в частности каждый отдельный человек, которая явилась основой для рождения всего и вся как материального, так и нематериального. Кстати, термин «йога» как раз означает «(со)единение с Божеством, а также путь достижения этого единения».

После достижения цели, т.е. после достижения единения со всеобщим началом, после единения с Дао, человек понимает как устроен мир и как все взаимосвязано, и как следствие, с одной стороны, приобретает неординарные способности, с другой – он чувствует все проблемы мира и других людей как свои собственные, вся боль мира ложится на его плечи и душу. Невозможно получить только одну сторону медали, вы получите сразу обе и прежде чем ступать на этот духовный путь, подумайте, надо ли вам это? Именно поэтому во всех религиях людей, достигших Дао, называют Святыми. Интуитивно мы все знаем кто такой Святой – это человек, видящий всё и всех насквозь, решающий проблемы других, забывая о себе и своих личных делах, и этим заслуживающий максимальное уважение общества.

Определившись с целью, теперь логичным образом нам становятся ясными и методы достижения поставленной цели. Существует два главных метода, которые являются необходимыми:

Первое – это развитие сострадания, сердца, среднего дантяня, что помогает нам почувствовать взаимосвязь всех существ и в итоге придти к озарению, к пониманию, что такое Дао, что мы все едины. Без развития сострадания духовного пути нет и не может быть. Например, в христианстве начальный посыл – это сострадание к самому Христу, распятому за всех за нас и за наши грехи. В буддизме также краеугольным камнем является практика сострадания, и не раз повторяется, что у вас должно присутствовать искреннее желание идти по духовному пути ради счастья всех живых существ. Если у вас нет этого посыла, то единения с Дао не получится, вы будете отделять себя любимого, умного и заслуженного от других. Как следствие, понять единую природу мира вам не удастся.

Второе – это работа над искоренением своего эго. Ведь чтобы почувствовать нечто всеобщее (Дао), надо убрать свои мысли, желания, свое эго, заслоняющее нам более тонкие энергии. Для этого есть практики в любой религии – это и молитвы до самозабвения, и растворение себя в любви к божеству, и медитации до абсолютной пустоты, и христианские категории смирения и греха и т.п. Не убрав свое эго, не растворив свою личность и скрытые желания, вы не сможете продвинутся на духовном пути. Готовы ли вы стать «никем и звать меня никак»? Будьте честными с самим собой, зачем вы хотите идти по духовному пути? Если вам просто интересно, любопытно, вас привлекает чудо, необычная сила, неординарные способности, кайф медитации, то это все порождение вашего эго. Эти цели ставит вам ваше эго. Увидеть ауру, открыть третий глаз, увидеть что-то, что не видят другие, обладать чем-то, что не имеют другие, дать в репу так, чтоб противник отлетел на 10 метров, и т.д.- это все эгоизм чистой воды, хотим выделиться из толпы своими неординарными способностями. С таким посылом вы может быть и достигнете неких способностей, но это не есть духовный путь, и не надо здесь себя обманывать или позволять другим обманывать себя. Кроме того, вас здесь может постигнуть неудача, могут возникнуть разные преграды в виде болезней, проблем в семье или на работе и т.п. Т.к. вы будете стараться идти сразу в двух противоположных направлениях: культивировать свое эго и одновременно пытаться его убрать. Если вы не готовы расстаться со своим эго, то не надо идти по духовному пути, можно просто заняться практиками очищения тела, мыслей, разных постов, которых во всех религиях, йоге предостаточно. Может быть, практики очищения потом приведут вас логичным образом к духовному пути. Но нельзя бежать впереди паровоза!

Из изложенного выше нам становится понятным, что не существует самого лучшего пути или религии, превосходящей другие, все пути ведут нас сходным образом, и нет причин свой путь ставить выше других, просто может быть ваш путь вам внутренне больше подходит. Уважения заслуживают все люди, идущие по духовному пути, продвинутый Йог, христианский Святой или Боддхисаттва – все заслуживают одинакового уважения! Встает вопрос можно ли смешивать методы разных религий? Я думаю, в принципе, это возможно, если методы правильные, то они не могут навредить и они должны сработать, но главное – это по духовному пути нельзя идти в одиночку, обязательно нужен Учитель.

Почему же духовный путь так опасен? Почему нужен Учитель? Дело в том, что выходя на тонкий уровень энергий, которыми пронизано все пространство, и приближаясь к Дао, ученик начинает работать с миром, наполненым энергиями разного качества. Это все невидимые глазу субстанции, и обязательно нужен проводник в этот невидимый мистический мир, либо вам грозит неминуемо Кащенко или того хуже неожиданный финал. Нужен Учитель, знающий куда он ведет ученика, понимающий, на что этот ученик способен на данном этапе, Учитель, способный в крайнем случае помочь и спасти ученика. Часто ученику кажется, что Учитель тормозит, не хочет давать более прогрессивные практики, но на самом деле ему виднее, когда и что давать ученику, чтоб не погубить уже достигнутый уровень. Учитель также берет на себя ответственность за ученика, за то, как ученик будет использовать знания, полученные от Учителя. Поэтому реально у одного Учителя не может быть очень много учеников, ни один Учитель не потянет карму сотни людей. Если вы нашли Учителя, к которому вы психологически близки, вы чувствуете с ним внутреннюю связь, а Учитель в свою очередь проявляет заинтересованность в вашей судьбе, то вы имеете шанс продвинуться на духовном пути. А популярная ныне формула Д+П=ДП (Деньги + Практика = кусочек Духовного Пути) – не работает! Дело не в деньгах. Деньги учителя принимают как некоторое подтверждение, что ученик готов приносить жертвы на избранном пути. Да, и кормить семью Учителю тоже надо. В реальности духовный путь купить нельзя, надо много работать самому. Во все времена единицы выбирали этот путь, и из них еще более единицы достигали успеха. Конечно, я не против разных семинаров и лекций, ученик для общего развития и расширения кругозора может сходить на лекции или почитать книги разных направлений. Но метаться между практиками и сомнительными инструкторами: вчера йога, сегодня цигун выхода из тела, завтра практика перерождения, послезавтра Кастанеда со своим сдвигом «точки сборки», – все это до добра не доведет. Эксперименты над собой в этом направлении очень чреваты последствиями.

Есть такая известная фраза: «Когда ученик готов, появится Учитель». Давайте немного поразмыслим, что же означает эта фраза. Что значит ученик готов? Когда он становится готов, в результате чего он становится готов? По моему убеждению, готовность здесь не определяется количеством времени, проведенным в тренировках или медитациях. Дело в том, что мы рождены в обществе своими родителями, мы связаны многими связями с другими. Раз мы не родились в Тибете или рядом с индийским ашрамом или недалеко от Оптиной пустыни, нас родители не отдали в детстве в монастырь как ненужного ребенка, а наоборот вложили в нас свою любовь и опыт, и знание жизни, то мы имеем долг перед своими родителями, детьми, близким окружением. Вот этот долг, ориентируясь на доброту и ум своего сердца, надо исполнить. Если вы руководитель на работе, то принимаете ли вы участие в жизни и проблемах своих сотрудников, подчиненных, или вы видите только механическое исполнение работы? Руководить большим количеством людей, входить в их проблемы, является таким же духовным путем, и если нам выпал жребий руководить людьми или растить большую семью, то в первую очередь надо исполнить этот долг, опираясь на свое сердце. Именно работа в миру со своим сердцем позволит нам приготовиться, стать готовым к появлению Учителя. Если вы уйдете в разные медитативные, духовные практики, то будет считаться, что вы только спасовали перед выполнением своего долга, увильнули в другую сторону, как следствие никакого результата вы не достигнете и останетесь у разбитого корыта ни там и ни здесь. Об этом ясно написано в одной из древнейших книг мира – Бхагават Гите. Я встречала в жизни многих людей, кто не говоря громких фраз, отдал свое сердце другим и реально далеко продвинулся на духовном пути, даже не подозревая об этом. Как-то одна пожилая женщина довольно обыденно и просто высказала: «я поняла, главное в жизни – это смирение и доброта», как раз назвав две необходимые составляющие духовного пути! И пожалуй, из моих знакомых наиболее ярким представителем таких людей является Е. Конева – руководитель большой организации, развившая очень сильно сердце (средний дантянь) на таком пути. Достигнуть баланса между необходимой твердостью и мягкостью в жизни и, в частности, на работе, – реально очень сложно!

Несколько лет назад был весьма популярен автор Пауло Коэльо, в его первой книге «Алхимик» герой ушел искать клад к пирамидам, исходил весь Египет, но в итоге клад обнаружил у себя дома. Вывод простой: не надо никуда ездить за тридевять земель за чудом и может не надо тратить кучу времени на поиски Учителя – посмотрите вокруг себя, достаточное ли время вы уделяете свои детям, хорошие ли у вас отношения с родителями. Если вы руководитель, даже если просто едете в турпоездку, достаточно ли вы заботитесь о тех, кого вы взяли с собой? Если вы руководите людьми, то принимаете ли участие в жизни своих подчиненных? Если ваша семья распалась, что теперь довольно часто случается, и ваши дети проживают у бывшего супруга (супруги), можете ли сохранить хорошие отношения с бывшей семьей ради адекватного воспитания своего ребенка? Если на все эти вопросы вы можете ответить утвердительно и у вас есть внутреннее желание идти по духовному пути, то ваш Учитель немедленно появится. А если пока нет утвердительного ответа, то надо заняться решением проблем, которые поставила вам сама Жизнь (поверьте, эти проблемы возникли не случайно), попутно выкраивая время для занятий очищающими практиками, будь-то йога, тайцзи, цигун, различные христианские или мусульманские посты и т.п. Конечно, и для того, чтоб очищающие практики были эффективны, и здесь нужен грамотный учитель.

Еще среди методов духовного пути сейчас моден так называемый «метод толчка». Т.е. чтобы сдвинуть ученика, чтобы завести процесс продвижения, нужен толчок. Но не всякий толчок способен привести к нужному результату. Сами подумайте, равный ли эффект вызовет: когда Далай-лама вам кладет руку на голову и запускает некие процессы, и когда вы съедаете некое галлюциногенное средство (кактус, мухомор, дурман траву…)? Не абсурдно ли надеяться, что мухоморный толчок приведет вас к такому же состоянию как Далай-лама? В какой мир приведет вас мухомор, в мухоморный? Прежде чем позволять кому-то вмешиваться в ваше энергетическое тело, надо сто раз подумать и взвесить, готовы ли вы к толчку и толчок какого качества вам предлагают. Еще один популярный и наивный путь – это сделать что-то экстраординарное, например, поехать в Тибет и сделать кору – обойти вокруг Кайлаша. Адепт думает, вот я брошу здесь всё, все свои проблемы, покорячусь месяц на высоте 4-5 тыс метров и вернусь новым, счастливым, одухотворенным человеком, и все мои проблемы отпадут сами собой. Смею вас заверить, ничего не отпадет, а только увеличится. Духовный путь – это каждодневный, ежеминутный труд, а то, что уже наработано, в легкую может испариться, если вы где-то на кого-то накричите из-за того, что вас посмели обидеть, или отвернетесь от человека, нуждающегося в вашей помощи, или без особой нужды срубите дерево …

Еще я не раз слышала от совершенно разных людей такое мнение: современный человек уже не тот, что был раньше, и все прежние методы ему уже не подходят, нужно что-то новое, современное. Вообще-то, с точки зрения единения с всеобщим началом, с Дао, которое существует миллионы лет, жизнь человечества за последние 2000 лет является чем-то бесконечно малым, и все изменения, которые нам с нашей человеческой колокольни кажутся очень большими, в реальности совсем невелики. Поэтому практики подходят и старые, и новые, лишь бы был грамотный Учитель. Насчет новых практик советую вам посмотреть, содержатся ли в них такие разделы, как развитие сострадания, человеколюбия, доброты, работа над искоренением своего эго. Если все это присутствует и это не похоже на замкнутую секту, то можно заниматься и новыми современными практиками, лишь бы вам они психологически подходили и вашим продвижением руководил Учитель. Кем бы ни был ваш Учитель – священник, лама, шаман, йогин, мастер цигун, монах, старец, ченнелист…. – посмотрите, становитесь ли вы мягче и добрее, можете ли вы уступить желаниям других в ущерб своим. Если да, то вы на истинном духовном пути.

Остается только отметить, что автор этих строк далеко не свят и не решил всех проблем, но ясно отдает себе отчет в том, где он находится и что он очень далек от настоящего духовного пути. И очень благодарен тем, кто дал себе труд прочитать эту длинную статью до конца :-) .

 

Об авторе Елена Маслова

В БИ с 1978 года. Карате стиль Сётокан (Шотокан), учитель Амелин Алексей Павлович, 3 года. Карате стиль Ситорю, учителя Сато Тецуо, Репин Алексей, Карпенко Григорий, 7 лет. Дзюдо, МГУ, 2 года. Ушу стиль чанцюань, МАБИ инструктор Ртищев Игорь 5 лет. Ушу тайцзи-цюань стиль ян, учитель Дай Чхао, 5 лет, время от времени возвращаюсь к практике 108й форме ян, с 2005 года по 2008 вела группу учеников по стилю ян. Ушу тайцзи-цюань стиль чень, учитель Шень Чжи, с 2004 года и по настоящее время. Ушу тайцзи-цюань стиль шень, учитель Шень Чжи, с 2007 и по настоящее время. Веду сайт shenzhi.org (на всех 3х языках :-). Кроме того, в период с 2004 по 2008 год активно посещала семинары Чень Сяована в Москве, Питере, два кемпа в Словении.
Запись опубликована в рубрике В помощь тренировкам, Микс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий