Чжан Цзялин – 9й патриарх монастыря «Небесный Владыка» (в последствии «Небесная река»)

zjl_faceЧжан Цзялин (Zhang Jialing 张加陵) родился в сентябре 1949 года в деревне Чженьмэй (Zhenmei 镇梅) в окрестностях города Цзинчжоу (jingzhou 荆州) в крестьянской семье. Его бабушка была мастером ушу и она начала обучать внука ушу с 7 лет. С 8 лет он еще поступил в ученики к именитому учителю совершенствоваться в цигун.

Однажды, когда поздно вечером в 1971 году (в 22 года) Чжан Цзялин занимался ушу, мимо проходивший пожилой человек похвалил его и разрешил пойти к нему в монастырь «Небесный владыка» (Tianwangsi 天王寺) обучаться даосскому цигун. Это был Дай Сюэчжун (Dai Xuezhong 代学忠) – 8й патриарх монастыря «Небесный владыка» , в 1971 году ему было 77 лет. А основал монастырь первый патриарх Люй Чжуанчжун (Lu: Zhuangzhong 吕状忠) в период 1573-1619гг.

Прозанимавшись 5 лет, Чжан Цзялин освоил полный набор практик монастыря. В 1976 году Шифу объявил, что Чжан Цзялин закончил образование, собрал все документы, исторические и по описанию практик, сложил в шкатулку и отдал Чжан Цзялину, после чего спокойно ушел в мир иной. С этого момента Чжан Цзялин в возрасте 27 лет стал 9-м патриархом монастыря «Небесный владыка».

В 1979 году Чжан Цзялин начал преподавать изученные техники, т.е. цигун Удан Панлунмэнь. В 1983 году у него было около 60 учеников. В 1985 году он открыл школу ушу под названием «Школа ушу Цзинчжоу монастыря Небесная река». Через несколько лет в школе обучалось примерно 3 тысячи учеников. Ученики были не только со всего Китая, но и из других стран, таких как США, Франция, Малайзия, Гонконг и т.д. В 1987 году в школу поступил Шень Чжи. За один год занятий Шень Чжи освоил весь набор практик (в 3-5 раз быстрее, чем обычные ученики, причем очень немногие смогли освоить именно все практики), сдал экзамены и стал помощником Чжан Цзялина, не только в обучении других, но и в процедурах «закрытия точек».

В 1988 и 1989 года Чжан Цзялин выступал по китайскому центральному телевидению в новогодних программах, демонстрируя легкий цигун и цигун разламывания кирпича выплевываемой водой (пхеншуэй дуаньчжуань). Кроме того, он с учениками часто выступал с показательными выступлениями жесткого цигун, цигун спящего человека и др. видами цигун не только в Китае, но и в других странах.

В 1991 г в Китае была выпущена книга под названием «Жесткий цигун монастыря Небесный Владыка: Легенды о мастере цигун Чжан Цзялине» (автор Ван Янчжу), в которой кроме всего прочего описывались упражнения оздоровительного цигун и упражнения двух начальных уровней жесткого цигун Удан Панлунмень.

В 2000 году Чжан Цзялин переехал жить в США, Лос–Анджелес, собираясь открыть там филиал своей школы. Однако, если школа и существует, то никакой современной информации о ней в интеренете найти не удалось. Нет ни фотографий, ни роликов с выступлениями или экзаменами. Поиск ЖЦ по интеренету выдает в США только одного ученика английского центра «Tse qigong centre», который преподает жесткий цигун в узких кругах и индивидуально. По информации от некоторых учеников руководитель этого центра Майкл Це (http://www.tseqigongcentre.com/michaeltse.html) обучался цигун «Небесная река» у 9-ого патриарха Чжан Цзялина, однако на самом сайте центра Майкл Це не упоминает его среди своих учителей. Почему же Чжан Цзялин прекратил широкое обучение? Может быть Чжан Цзялин перешел к следующему этапу даосских практик, записи которых ему оставил 8й патриарх? Или преподавать жц в США довольно хлопотно, того и гляди привлекут к суду за какой-нибудь инцидент на экзамене, у американцев ведь налажена процедура отъема денег через суды, кто его знает, – пути Господни неисповедимы!

Приведем здесь сссылки на выступления Чжан Цзялина по центральному телевидению Китая:

1988 год

1989 год

Пояснения к видео.

В 1988 году Чжан Цзялин продемонстрировал легкий цигун или цигун уменьшения веса. К тестам этого цигуна относятся стояние на натянутой бумаге, стояние на надувных шариках (на которые сверху ставится плоское стекло). В древности вместо надувных шариков использовали лягушек. На двух лягушек ставили стекло, а сверху наступал экзаменующийся. Если лягушки оставались живы, то экзамен сдан. Обычно ученик должен был уменьшить вес до 5 или 10 кг, тогда тест можно пройти. Этот эффект достигается управлением ци, а именно перемещением ее вверх. Однако, 8й патриарх Дай Сюэчжун мог уменьшать вес до нуля и таким образом он мог летать! Легенды о нем до сих пор ходят в окрестных поселениях монастыря, там еще живут немало свидетелей этого чуда. Понятно, что это никак не согласуется с современными известными нам законами физики, и подталкивает к мысли, что это все народная молва и цирковые трюки. Тут можно вспомнить феномен ламы Итигелова, загадку которого современным ученым разгадать пока не по силам. Т.е. не все в мире еще изучено как следует. И еще раз напомним, что в 1988 году в Китае не было никакой «нанобумаги», электрических и накаченных гелием лягушек и т.п., что недоверчивый зритель может себе навыдумывать :).
Второе выступление 1989 года демонстрирует снова легкий цигун с лягушками, на экране сверху-справа засняты ступни и как Чжан Цзялин отрывает пятки от пола, т.е. стоит на лягушках. Одновременно он продемонстрировал «пеншуэй дуаньчжуань» – ломание кирпича с резким выдыхом выплевываемой водой.

И все же остается загадкой, хотел ли 8-й патриарх Дай Сюэчжун открыть миру даосские практики или он ошибся, выбрав (под гнетом культурной революции) в ученики молодого человека с хорошим уровнем цигун, но который в итоге не продолжил занятий даосизмом, а сосредоточился на преподавании цигун как можно большему количеству ушуистов, а также рекламных демострациях своего гунфу. Так или иначе бум цигуна «Монастыря Небесная река» 1990-2000 гг сошел на нет, в китайском интернете полно современных демонстраций жесткого цигуна шаолиньского монастыря, однако почти нет демонстраций цигуна Удан панлунмень или Небесная река. Также довольно редки демонстрации легкого цигуна, а уж о ломании кирпича «плевком», прохождении через решетки, закапывания на трое суток в землю, разбиванию бумажкой деревянных или пластиковых палочек и т.п., говорить не приходиться. Пожалуй традицию Удан Панлунмень поддерживает только Мастер Шень Чжи, однако, и он широко преподает только первый и второй уровень ЖЦ, а остальные практики – редким ученикам. Но хотя бы есть возможность к нему обратиться с просьбой о дальнейшем обучении другим видам цигуна, если, конечно, ученик сдал экзамен по ЖЦ первого и второго уровня (www.shenzhi.org) . Правда, есть еще в Питере школа мастера Ван Сяна, который тоже в краткой биографии упоминает, что изучал цигун Удан Панлунмень у мастера Чжан Цзялина. Его ученики даже пишут на сайте, что Ван Сян является 10м «преемником» Чжан Цзялина, хотя хорошо известно, что грандмастер Чжан Цзялин все еще жив и прекрасно здравствует, и пока не выбрал 10-ого патриарха. Но в целом в школе мастера Ван Сяна действительно преподается жесткий и легкий цигун Удан панлунмень, а также тайцзи стилей чень и ян. Стиль чень в передаче от мастера Ма Хун.

И напоследок хочется здесь предостеречь учеников от самопальных занятий жестким цигуном, т.е., увидив упражнения в интернете или прочитав в книге, вы можете их потренировать, скорее всего мало эффективно (ввиду сложности дыхания и некоторых внутренних моментов), но, чтобы сдавать экзамен даже первого уровня (разбивать кирпичи на голове, пикой в горле толкать машину и т.д.), нужно четко выполнять все требования к упражнениям, регулярно тренировать их минимум 100 дней, а также нужно обязательно пройти процедуру закрытия точек, иначе велика вероятность травмы.
Что такое закрытие точек (fengkou 封口)? Эта процедура длится несколько часов, а если учеников много, то и целый день. Ученики набирают максимально ци с помощью специального упраженния и затем учитель закрывает ученику точки на выпускание ци. Считается, что тело человека похоже на дырявый шар, через дырки которого как входит, так и выходит ци. Учитель, используя свою ци и знания о циркуляции ци в организме, как бы надавливает на нужные точки, а на самом деле закрывает их только на выход ци при помощи своей качественной учительской ци. Получается тело человека напоминает надутый, упругий шарик и только после этого можно разбивать кирпичи на голове и выполнять тому подобные упражнения. Если даже и не сдавать экзамен, то закрытие точек носит хороший оздоровительный эффект. Только если у вас есть хронические заболевания, то в итоге через год, два у вас накопится ваша больная, грязная ци и тогда следует точки раскрыть, потренировать снова ЖЦ и затем еще раз закрыть точки. Такие действия на протяжении 5-6 лет могут существенно оздоровить организм, даже тренируя только первый уровень жц. Как раскрывать точки, обычно рассказывается сразу после их закрытия. Тренировки второго уровня жц ведутся при закрытых точках после первого уровня и направлены на раскрытия следующего набора точек и уплотнения защитной ци, которая ходит под кожей. После закрытия и этих точек, ученик может приступать к тренировкам легкого цигун, т.е. тренировать перемещение концентрированной ци внутри тела вверх, вниз, т.к . его тело становится «хорошо накаченным шариком». В общем теория довольно простая, но практикой надо заниматься только под присмотром грамотного учителя, и ни в коем случае не экспериментировать с разными тестами без прохождения процедуры закрытия точек, и еще – поберегите себя и лягушек :) !

Е.Маслова

 P.S. Публикую эту статью в рубрике «Наши учителя», т.к. мастер Чжан Цзялин являлся учителем нашего Учителя Шень Чжи.

Эту статью я давно собиралась написать, но как-то руки не доходили и мысли не собирались. Однако, посетив семинар доктора Цзян Чуньсина, я вдохновилась и, придя домой, села писать. Видимо доктор добавил своей мега-ци и я не заметила как уж приблизилось утро, спать совсем не хотелось, зато статья написалась как-то сама собой, надеюсь не очень сумбурно :)

Несколько фотографий из книги

 

Об авторе Елена Маслова

В БИ с 1978 года. Карате стиль Сётокан (Шотокан), учитель Амелин Алексей Павлович, 3 года. Карате стиль Ситорю, учителя Сато Тецуо, Репин Алексей, Карпенко Григорий, 7 лет. Дзюдо, МГУ, 2 года. Ушу стиль чанцюань, МАБИ инструктор Ртищев Игорь 5 лет. Ушу тайцзи-цюань стиль ян, учитель Дай Чхао, 5 лет, время от времени возвращаюсь к практике 108й форме ян, с 2005 года по 2008 вела группу учеников по стилю ян. Ушу тайцзи-цюань стиль чень, учитель Шень Чжи, с 2004 года и по настоящее время. Ушу тайцзи-цюань стиль шень, учитель Шень Чжи, с 2007 и по настоящее время. Веду сайт shenzhi.org (на всех 3х языках :-). Кроме того, в период с 2004 по 2008 год активно посещала семинары Чень Сяована в Москве, Питере, два кемпа в Словении.
Запись опубликована в рубрике В помощь тренировкам, Видео, Наши Учителя с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Чжан Цзялин – 9й патриарх монастыря «Небесный Владыка» (в последствии «Небесная река»)

  1. Александр Орленко говорит:

    Спасибо Лена! Очень нужная и актуальная статья.
    Позволь и мне добавить лыко в строку, о Чжан Цзялине.
    Так получилось, что от наличия некоторого количества свободного времени, и имея рядом с собой хорошего переводчика с китайского (Иру – переводчицу доктора), я ковырял китайский интернет на предмет исследования вопроса о жестком цигун вообще, и о Чжан Цзялине в частности. Ну и результаты моих поисков несколько отличны от твоих – в некоторых мелочах. Поэтому, считаю нужным об этом поведать, и полагаю, что ты не обидешься (мы ведь друзья!).
    Итак:
    1) Цигун Панлунмень Тяньвансы (Тяньхэсы) никогда не был даосским цигуном. Казалось бы, – какая половая разница? Ан – нет! – разница существенная и в методе обучения и в целях достижения результатов. (Подробно останавливаться на различиях методик я не буду – если интересно – отдельной темой могу).
    Что позволяет мне делать такие выводы?
    а) иероглиф 寺 (сы) имеет отношение к буддийскому монастырю, даосские монастыри имеют в своем названии другой иероглиф. Ну это все равно, как если православный храм назвать синагогой.
    б) в биографии Чжан Цзялиня (хотя бы здесь: http://baike.baidu.com/view/2159117.htm) ничего не говориться о том, что его учитель Дай Сюэчжун был даосом. Да, в общем, в твоем переводе биографии ЧЦЛ тоже упоминаний о принадлежности г-на Дая к даосизму нет, что тогда тебе позволяет делать суждение о даосском происхождении этого цигун?
    [Маслова Лена: цигун, который изучал Чжан Цзялин, имел название Удан-панлунмень, а эта школа относится к даосскому направлению. Вот почему я написала "даосский цигун". Хотя в Китае нет крайнего противоречия между даосизмом и буддизмом, в том смысле что ушуисты могли практиковать методики как буддийские, так и даосские, даже сам основатель тайцзи Чжан Саньфэн исходно практиковал буддизм. Кроме того, основатель этого направления Люй Чжуанчжун был даосом, он нашел прибежище в буддийском монастыре Небесный владыка и в благодарность обучил нескольких монахов своим знаниям. Далее эта традиция передавалась 8 поколений, но монастырь оставил свое буддийское название с суффиксом "сы". Саша, если уж ты обмолвился, что обладаешь знаниями обоих методик и буддийских, и даосских, к тому же знаешь их различия, то милости просим пролить свет на эту интересную тему в виде статьи, заметки, любая инфа по этой теме очень интересна!]
    2) Вывод о «схождении на нет бума» цигуна «Небесная река», сделан определенно поспешно. Более того, скажу что цигун этот широко распространен и передается последователями по всему Китаю, многие «Ушу сюесяо», т.е. Школы Ушу, чаще всего шаолиньского направления, имеют в своих учебных программах дисциплину «жесткий цигун Небесная Река» или «цигун Цзялиня». Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров – «Школа Ушу города Цинчжоу» (странно, если бы там его не было), Школа ушу в городе Шицзяджуан, провинции Хэбей, Школа ушу города Аньян, да я думаю, что и многие, многие другие (просто уже лень было искать). Более того, существует «Американская Южно-Калифорнийская школа технологии ушу Цзялиня», основанная в 2000 г. соответственно, Чжан Цзялинем. Правда, справедливости ради, следует отметить, что следов этой школы в американском интернете я найти не смог, но зато нашел филиал этой самой школы в родном городе отца-основателя, в том самом Цинлине провинции Хубей.
    [Маслова Лена: Саша, я тоже способна поискать в китайском интернете словосочетание "монастырь небесная река", но ты дай себе труд поискать ссылки на современные работающие школы, чтоб у школы был сайт, адрес, телефон, фотографии, ролики, хоть какая-то инфа кроме названия. Я не смогла найти ни одной школы подобной той, что была у Чжан Цзялина в 1985-1988гг, где бы учились тысячи учеников, а также нет широких демонстраций по центральному телевидению Китая, нет даже и роликов на youku.com - китайском аналоге youtube. Конечно, в громадном Китае наверняка есть некоторые отделения, где кто-то преподает из учеников Чжан Цзялина, но такого размаха, что был, уже нет. Реально в 1985-90 годах это был бум, а сейчас при наличии стольких видов СМИ, все равно найти ничего путного не удаеться.]
    3) Ну и наконец, в связи с п.2 представлять мастера Шень Чжи чуть ли не единственным последователем Чжан Цзялина, мне кажется не совсем корректным. Конечно, мастер Шень человек талантливый, но… далеко не единственный, кто передает этот цигун, даже в России, не единственный. Просто информация до нас не вся доходит. Взять вот например, доктора Ван Сяна, упомянутого в твоей статье. Ученик Ван Сяна Олег Дегтярев (школа Тинлун), несомненно владеет более продвинутыми практиками, чем «первые ученики» Шень Чжи — они же отцы-основатели известных нам всем школ Черный Тигр и Небесная Река. Например, я никогда не видел, чтобы Иван Лунгов или Борис Бойко стояли на бумаге, демонстрируя легкий цигун, а Олег Дегтярев производил подобные демонстрации. Я полагаю, что по России-матушке найдется еще много учеников или учеников-учеников методик Чжан Цзялиня.
    [Маслова Лена: полагать, конечно, можно что угодно, но демонстраций в инете легкого и жесткого цигуна удан панлунмень можно пока найти только с учениками Шень Чжи и Ван Сяна. Если найдешь еще кого-то, плиз, дай ссылку. Кстати, что является более сложным стоять на шарах, лягушках или бумаге, - я не знаю.]
    А в остальном, статья твоя очень нужная и актуальная, особенно ценно — предостережение насчет самостоятельного изучения практик цигуна Панлунмэнь, Тяньвансы или Тяньхэсы.

  2. Александр Орленко говорит:

    комментарий к комментарию:
    3)Маслова Лена: полагать, конечно, можно что угодно, но демонстраций в инете легкого и жесткого цигуна удан панлунмень можно пока найти только с учениками Шень Чжи и Ван Сяна. Если найдешь еще кого-то, плиз, дай ссылку. Кстати, что является более сложным стоять на шарах, лягушках или бумаге, – я не знаю.]
    а как же Олег Дектярев??? ссылку надо давать? Все видео есть на его страничке ВКонтакте.
    2) все ссылки – они же из китайского интернета… если наши читатели настолько продвинуты, что НЕ ПОВЕРИВ МНЕ НА СЛОВО, будут ковыряться в иероглифах, мне, конечно не жалко, я поищу (хотя давно это было) Школу города Аньяна – я видел по программе телеканала “Боец” – что то про то, как американец искал настоящее Ушу… я спросил тогда Шень Чжи про эту школу, он ответил, что ничего особенного (ну, это как всегда), а учитель школы занимался вместе с ним у Чжан Чзялиня
    3) различие между буддиским и даосским цигун концептуально. очень грубо в 2-х словах можно сказать так: буддист стремиться к скорейшему перерождению, а даос – к максимальному продлению текущей жизни, отсюда к даосскому цигун относятся всевозможные практики вскармливания жизни (ян шень), даоинь, даосская алхимия и тд, буддиский цигун не заботиться о продлении жизни, а “озабочен” укреплению тела для различных целей, чаще всего – боевых. но в чем я с тобой согласен, так это в том, что все между собой перемешивается, и иногда трудно определить происхождение.

Добавить комментарий