Столбовое стояние (Чжан Чжуань)

Статья написана на основе лекции мастера Шень Чжи в Институте Конфуция 02.06.2014 с небольшими дополнениями.

Столбовое стояние – важная практика, направленная на расслабление тела, накопление энергии ци и раскрытие срединного канала чжунмай. Является одним из видов стойки мабу, средняя позиция.

Когда вы только начинаете тренировать столбовое стояние, достаточно от 30 секунд до минуты. Далее время необходимо увеличивать. При нескольких годах практики стоять желательно не менее 30 минут и не более часа. Высоту стойки необходимо определять самостоятельно, насколько она комфортна. Задача – достичь гармонии тела, гармонии сердца. Бывает так, что снаружи тело уже расслаблено, а внутри гармонии ещё нет – этого необходимо избегать.

Начало: ноги вместе, руки опущены. Голову (макушку) необходимо вытянуть вверх, расслабиться. Язык касается верхнего нёба за двумя бугорками возле зубов. Зубы сомкнуты. Важно избавиться от посторонних мыслей.

Ослабив тазобедренные суставы, отшагнуть левой ногой вбок так, чтобы стопы были примерно на ширине плеч. Сначала ставится внутренняя сторона носка, затем внешняя сторона, затем пятка и стопа полностью. Почему именно так? Это связано с пятью первоэлементами (земля, дерево, огонь, металл, вода) и пятью органами (селезёнка, печень, сердце, лёгкие, почки). Т.е. пальцы на ноге должны ставиться на землю поочерёдно. Например, если во время стояния в последней фаланге большого пальца чувствуем расширение, это говорит о том, что ци селезёнки у нас в достаточно хорошем состоянии. А, например, нагрев и расширение фаланги мизинца говорит о сильной ци почек, а значит и почки здоровые. Таким образом, стоя столбом и следя за ощущением в пальцах,  можно понять, в каком состоянии наши внутренние органы. (Соответствие фаланг пальцев внутренним органам можно посмотреть здесь)

Становимся так, чтобы ноги стояли на ширине плеч, а точки цзя цзинь на плечах проецировались на точки юнцюань на стопах. Точки цзя цзинь являются верхом колодца. Точки юнцюань – это дно колодца, место, откуда поступает вода. Через цзя цзинь поступает энергия неба, снизу поступает энергия земли. Пальцами ног слегка прихватываем землю, точки юнцюань слегка приподняты над землёй.

Естественным образом опускаемся (присаживаемся) и плавно поднимаем руки примерно на уровень груди. Естественное положение достигается за один раз.

Четыре части тела: руки и ноги, пятая часть – голова и шея, все зависят от даньтянь. Через эти пять частей теля ци поступает в даньтянь.

Важная вещь – объединять вместе средний и безымянный пальцы на руках. Средний палец – огонь, безымянный – вода, ян и инь, соединясь вместе, образуют великий предел – тайцзи. Тренируясь, постепенно можно почувствовать, как между этими пальцами образуется влага. Также можно почувствовать взаимное притяжение этих пальцев, они как магниты тянутся друг к другу. Плюс и минус притягиваются друг к другу.

Глаза смотрят вдаль параллельно земле, краем глаз смотрим, что делается по бокам (зрение расфокусировано). Важно: уши слушают, что делается сзади. Задача «слушания назад» – достичь гармонии сердца. Если и глаза смотрят вперёд, и уши слушают, что происходит спереди, гармония не достигается.

Голова подвешена, шея и позвоночник расслаблены. Начинаем с плеч – опускаем плечи. Когда плечи опускаются и расслабляются, ци идёт до локтей. Локти опускаются, расслабляются – ци проходит до ладоней.

Таким образом можно достичь естественного раскрытия большого небесного круга.

Большие пальцы стремятся в небо и втягивают небесную энергию. Мизинцы слегка тянутся вниз и втягивают энергию земли.

Грудь ослаблена. Когда грудь расслаблена, ци естественным образом опускается в даньтянь (далее – дт). Расслабляя грудь, мы добиваемся её раскрытия, расширения. Можно поместить внутрь очень много вещей. Расслабление груди – эта практика сердца. Имеется в виду сердце не как орган, а как средний дт. Опускание ци и мысли в дт позволяет достичь долголетия. Человеческая жизнь – это глоток энергии ци.

Спина округляется. Поясница также округляется, т. минмэнь подаётся назад. Садимся на тазобедренные суставы. Задача именно сесть, тело должно опуститься на тазобедренные суставы. В этот момент концентрируемся на дт (мысль следует в дт). Куда идёт мысль, туда идёт и ци. Куда ци – туда и сила.

Следим за ощущениями ци в ладонях. Потихоньку опускаемся, потихоньку встаём. Если почувствовали ощущение ци, нужно присесть-привстать несколько раз, чтобы определить положение, в котором ощущение ци наиболее явное. У начинающих ощущение ци может появиться не сразу. День нету, два нету, неделю, но потом ощущение появится обязательно.  Наш дт – это как двигатель машины. А наши колени – ключ к этой машине. Они позволяют энергии достичь дт (за счёт регулирования высоты стойки).

Сосредотачиваемся на дт, при этом следим за дыханием. Поначалу используем прямое дыхание. Прямое дыхание – когда живот на вдохе расширяется, на выдохе втягивается. Это также называется «естественное дыхание».

Завершаем стояние также медленно. Сначала опускаем руки, слегка присаживаясь. Не нужно вставать сразу. Медленно отрываем левую ногу, приставляем её к правой ноге. Также как и в начале – внутренняя сторона носка, внешняя, полностью стопа. Только после этого потихоньку встаём. Почему так? Потому что наша энергия не крепкая. Если вставать медленно, накопленная ци сохраняется в дт, иначе она может рассеяться. Тренируясь, можно добиться того, что энергия достигнет всех частей тела. Ци очень важна.

Об авторе Виталий Лесничий

Начал изучать тайцзи стиля Чень и жесткий цигун в школе Черный Тигр в 2005 году. В 2006 году сдал экзамен по жесткому цигуну. Осенью того же года пришел в школу Небесная река. Активно посещаю семинары мастера Шень Чжи в Москве и на о. Хайнань.
Запись опубликована в рубрике В помощь тренировкам, Микс с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий