Лекция Мастера Шень Чжи в институте Конфуция

2 июня 2014 Мастер Шень Чжи прочитал лекцию о тайцзи и затем продемонстрировал на практике возможности, которые дают нам занятия цигун и тайцзи цюань: на глазах у публики разбил палочки для еды бумажной купюрой, продемонстрировал стили тайцзи шеньши и ченьши, а также древний цигун. Ниже приводится текст лекции. (Перевод с китайского Масловой Е., а также неоценимую помощь в разборе трудных мест оказала Шень Юйе.)

Меня зовут Шень Чжи. Я из провинции Анхой. С детства занимаюсь китайским ушу. Для меня большая честь, что я был приглашен сегодня поделиться с вами своими знаниями о тайцзи и о боевых методах тайцзи.

Тайцзи и кулак тайцзи, которым занимаются массово в китайских парках, несколько разные вещи.

Тайцзи имеет историю более чем в 5 тысяч лет. Можно сказать, что оно имеет более длинную историю, чем даже сама китайская цивилизация. Ведь наши Небо и Земля образуют тайцзи. Тело человека тоже тайцзи. Небо и земля – это большое тайцзи, а тело человека – это малое тайцзи. Мужское и женское, лево и право, верх и низ, спереди и сзади – это все тайцзи. Наша жизнь проходит посреди тайцзи, т.е. тайцзи всегда вокруг нас и внутри нас. Кулак тайцзи базируется на философии тайцзи инь-ян, и в итоге приводит к учению о методах движения человеческого тела.

В Китае в 50х годах прошлого века широко распространилось так называемое «сокращенное тайцзи», а именно Цзяньхуа тайцзи (jianhua 简化). Таолу (формы) этого стиля имеют 42 движения, 32, 24. История развития этих форм сейчас насчитывает не более 60 лет.

В отношении истории развития традиционного кулака тайцзи имеется две версии/легенды. Первая – это легенда о том, что кулак тайцзи был создан даосом Чжан Санфеном в горах Уданшань более чем 600 лет назад. Вторая – это легенда о создании кулака тайцзи в деревне Ченьцзягоу провинции Хенань более 300 лет назад.

Кулак тайцзи классифицируют на несколько основных стилей. Стиль Чень, Ян, Сунь, два стиля У (но иерогифы разные: 武 и 吴). Все эти 5 стилей представляют внутреннее направление ушу. Ушу в целом можно разделить на внутреннее направление и на внешнее направление. Внутреннее направление включает в себя кулак тайцзи, синъи и ладонь багуа. Внешнее направление включает в себя такие стили как кулак хуа, кулак шаолинь, длинный кулак и т.п. Внешние стили тренируют сухожилия, кости и кожу (jingupi 筋骨皮). Во внутренних стилях надо тренировать внутреннее здоровье и комфорт (neibude jianshi 健实 yu shushi 舒适). Кулак тайцзи – важный представитель внутреннего направления, ведь в кулаке тайцзи используются инь и ян. Все вещи и все живое содержит в себе инь и ян. Объединение инь и ян называют тайцзи. Когда мы тренируем кулак тайцзи, важно тренировать энергию дантяня в теле человека. Тренировать баланс гармонию (pingheng 平衡) энергий, гармонию ци и крови, гармонию всего человеческого тела или во всем теле. К внутреннему также относится тренировка гармонии мысли и сердца (мысли и душевного настроя, эмоций, желаний).

Есть несколько важных областей в человеческом теле.

Первое – это наш пупок. Более точно это область внутри за пупком на 1.3 цуня (в китайской медицине 1 цунь определяется как расстояние между двумя кожными складками у второй фаланги согнутого среднего пальца руки, около 3 см, прим. перев.), там имеется некоторая пустота и это место называется Желтый двор (huang ting黄庭). Так как кулак тайцзи – это даосская практика (xiulian 修炼 закаливание и выплавление – алхмия), а не просто отдельные (dandu单独) упражнения, поэтому у нас при постоянной тренировке круговых движений энергия собирается в районе пупка в дантянь, и там может образоваться шар ци молочного цвета. Это есть результат наших тренировок и даосской практики.

Есть еще одна область, она находится от пупка вниз на 1.3 цуня. Эта область называется “море ци”. Также ее обычно называют (нижний) даньтянь. Третья область – это средний даньтянь в районе точки танчжун в центре груди между сосками. Это место, где закаляют сердце (эмоции и желания). Есть еще одна область между бровей в районе точки интан, эту область называют верхний дантянь.

В слове даньтянь (dantian 丹田) используется иероглиф тянь из слова tiandi 田地 -пашня. Пашня – это, главным образом, место, где мы что-то выращиваем. У человека, постоянно практикуюшего кулак тайцзи, в этих нескольких областях ци (энергия) становится необычайно мощной, а затем у него все тело становится подобным шару, наполненному энергией ци. Что помогает нам обрести различные способности.

В кулаке тайцзи важно еще такое понятие, как «цзин-ци-шень» (jing qi shen 精气神). Цзин-ци-шень подразделяется на два вида: прежденебесную и посленебесную. Прежденебесная – это энергия, данная нам родителями. Например, прежденебесная энергия духа шень не связана с мыслью, в то время как посленебесная энергия духа подчиняется мысли человека.

Постоянно тренируя традиционный кулак тайцзи, посленебесная и прежденебесная ци могут начать взаимодействовать, поддержиая друг друга. И это как раз будет означать, что в теле человека установился баланс инь-ян тайцзи. И тогда внутри будет крепкое здоровье и комфорт. Также в теле будет баланс пяти полных органов и шести пустых, баланс ци и крови. Во всех делах, для всего живого необходим баланс-гармония. Гармония инь-ян – это гармония между внешним и внутренним, между пятью полными органами (селезенка, печень, сердце, легкие, почки) и шестью полыми органами (желудок, желчный пузырь, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой пузырь и перикард), между ци и кровью.

Наша современная жизнь стала необычайно быстрой. Можно сказать, что она слишком быстрая. В Москве даже машины водят быстро. Однако медленное тоже важно. Должен быть баланс между быстрым и медленным. Это очень важно для нашего здоровья и крайне необходимо для наших мыслей и желаний сердца. Кулак тайцзи может снабдить вас методами достижения такого баланса. Может расширить ваш кругозор, ви’дение, может дать свободу сердцу (полет души).

Поскольку в кулаке тайцзи имеется инь и ян, быстрое и медленное, кулак тайцзи не может быть все время быстрым или все время медленным. Впрочем, быстро или медленно – это не важно. Важно находиться в балансе. В традиционном кулаке тайцзи есть комплексы движений таолу, можно тренировать и 3 движения, и 5 движений или 9 движений. Ваши ци и кровь смогут очень быстро двигаться по всему телу. В китайской традиционной медицине очень четко определяются 12 основных  меридианов в теле человека. Если просто поднять руку и провести ей дугу, то по каналам начнет быстро проходить ци. Когда ци хорошо проходит по каналам, то у человека нет болезней. Важно всегда сохранять тело в правильной поцизии центрированности (zhong zhen 中正) и при сидении, и стоянии, и в движении. Если позиция тела перекошена, то это сразу вызывает перекрытие некоторых каналов и впоследствии приводит к болезням.

Те, кто учит китайский язык, быстрее продвигаются в изучении кулака тайцзи и цигун. Потому, что звуки в китайском языке совпадают с некоторыми звуками из практики цигун. Например, широко известный оздоровительный цигун “шесть целительных звуков”. Он состоит из 6 звуков, сопровождаемых движениями. Например, первый звук “сю” произносится одинаково со слогом «сю» китайского языка. Этот звук связан с ци печени. Произнесение этого звука вместе с определенным движением активизирует ци в канале печени.

Практик цигун существует очень много. В принципе каждый человек, можно сказать, ежедневно занимается цигун, так как он постоянно делает вдохи и выдохи. Слово “дыхание” в современном китайском языке состоит из двух иероглифов – выдох и вдох, а в древности для этого понятия использовалось слово «туна» -выплевывать и поглощать. Предположим, мы в городе живем некоторое время, неделю или год, и вот выбрались за город. Здесь воздух более чистый и свежий, поэтому мы естественным образом через дыхание заменяем плохую грязную ци нашего организма на новую чистую. Но если при этом мы будем делать соответствующие движения-упражнения, выплевывая плохую ци и поглощая хорошую, то получим намного больший эффект. Подобно тому, как будто мы постирали одежду. Т.е. то что было грязным, промылось и стало чистым. Есть два важных оздоровительных цигуна, они называются “и-цзин-цзинь – растяжение мышц и сухожилий”  и “си-суй-цзин – промывание костного мозга”.

Тренируя кулак тайцзи, мы делаем много больших и мелких движений. Большие движения растягивают сухожилия и укрепляют суставы, скелет (shen jing ba gu 伸筋 拔骨). Малые движения ведут, увлекают за собой внутреннюю ци (xi yin  neiqi吸引内气). Во время больших движений выплевываем плохую грязную ци, а во время маленьких движений расслабляемся и непосредственно впитываем, усваиваем чистую, новую ци (zhijie xishou qingxinde qi 直接吸收清新的气).

Я надеюсь, все присутствующие найдут время и попробуют позаниматься кулаком тайцзи и цигун. Это принесет вам здоровье и радость. Я считаю, что два этих слова – «цигун» и «тайцзи» – очень важны в жизни человека. Попробуйте! Кулак тайцзи обладает богатым содержанием, почувствовать вкус этого можно только в процессе тренировок.

 

Об авторе Елена Маслова

В БИ с 1978 года. Карате стиль Сётокан (Шотокан), учитель Амелин Алексей Павлович, 3 года. Карате стиль Ситорю, учителя Сато Тецуо, Репин Алексей, Карпенко Григорий, 7 лет. Дзюдо, МГУ, 2 года. Ушу стиль чанцюань, МАБИ инструктор Ртищев Игорь 5 лет. Ушу тайцзи-цюань стиль ян, учитель Дай Чхао, 5 лет, время от времени возвращаюсь к практике 108й форме ян, с 2005 года по 2008 вела группу учеников по стилю ян. Ушу тайцзи-цюань стиль чень, учитель Шень Чжи, с 2004 года и по настоящее время. Ушу тайцзи-цюань стиль шень, учитель Шень Чжи, с 2007 и по настоящее время. Веду сайт shenzhi.org (на всех 3х языках :-). Кроме того, в период с 2004 по 2008 год активно посещала семинары Чень Сяована в Москве, Питере, два кемпа в Словении.
Запись опубликована в рубрике В помощь тренировкам с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий