Master's Shen Zhi students Blog | Блог учеников Мастера Шень Чжи

Chinese Gongfu - Китайское Мастерство

Блог учеников Мастера Шень Чжи  

    О проекте     О Мастере     Ученики     Мероприятия     Контакты

    

Лекции Чень Сяована о сокровенной сути тайцзи


Опубликовано Ноябрь 2013 г., автором Елена Маслова

Чень Сяован родился в 1946 году во всемирно известной деревне Ченьцзягоу, с 7 лет и поныне заниается тайцзи-цюань стиля Чень. В 1980-1982 гг чемпион Китая по чень тайцзи, 1985 году чемпион международных соревнований по тайцзи и в этом же году ездил в Японию с демонстрацией чень тайцзи и с обучением. В 1990 эмигрировал в Австралию и с того времени уже около 25 лет преподает тайцзи по всему миру. В настоящее время его можно назвать самым великим мастером тайцзи из ныне живущих наследников стиля чень.

Первая часть лекции

Что вы тренируете при помощи форм тайцзи?
Ответ: мотор человеческого тела, т.е. нижний дантянь.

Что есть стандарт расслабления в тайцзи? Какая цель у требований тайцзи к каждой части тела?
Ответ: собрать ци в нижнем дантянь.

Хотя тайцзи цюань разнообразен, существуют разные стили и подстили, но если вы тренируете тайцзи без тренировки нижнего дантянь и без знаний о движении ци, вы будете тренировать тайцзи безрезультатно и попусту тратить время.

Что является ядром тайцзи?
В первую очередь надо усвоить ключевые принципы тайцзи.
Главный принцип – любой метод может быть сведен к одному или быть выведенным из одного (wan fa gui yi 万法归一). Мы стартуем из одного, а не из десяти тысяч.

Несмотря на многообразие движений в тайцзи, все они следуют одному правилу, всего одному!

Нижний дантянь находится ниже пупка на три пальца, т.е. если указательный средний и безымянный пальцы соединить вместе и расположить горизонтально под пупком, то центр дантяня будет находиться как раз под этими тремя пальцами.

Если все части тела поддерживают этот центр и согласуются с ним, тогда только центр проявит себя и заработает.

Например, если один бедренный сустав выше другого, то все тело перекашивается и центр тела уже будет в другом месте. Или если задрать одно плечо вверх, то центр тоже сместится и не будет совпадать с местоположением нижнего дантянь.

Расслабить плечи, опустить локти, грудь внутрь, обрушить поясницу (или подать поясницу назад), раскрыть бедра, согнуть колени, раскрыть пах, (松肩,沉肘,含胸,塌要,开胯,屈膝,开裆,贵圆) и т.д. – это все очень важно, все эти требования нужны, чтобы сделать нижний дантянь (ндт) центром тела, помогает сохранить ндт.

Если хоть одна часть тела не правильна, это отрицательно скажется на ндт. Если все части правильны, то ндт проявится.

В дополнение дантянь обладает способностью проникать по всему телу, т.е. ци из дантяня начинает ходить по всему телу (guan tong 贯通).

Дантянь и тело взаимо помогают друг другу. Если все части тела тренируются правильно, то центр проявится, дантянь будет вращаться и ци ходить по всему телу, таким образом дантянь будет источником движения всего тела, пронизывая все суставы и сочленения. Установив дантянь в качестве центра тела, мы получаем закон – одно движется (дантянь), все тело движется. Это как раз и есть единственный закон движения, из которого формируются все виды движений. Тайцзи многообразно (千变万化), но в основе лежит это одно правило движения.

Далее это одно правило движения имеет 3 формы:

1. вращение (旋转) дантяня вправо влево, т.е. горизонтальное вращение. Это движение дантяня вызывает движение ци наматывания или обматывания шелковой нити (缠丝) по всему телу. Дантянь поворачивается и ци идет по корпусу (qugan 躯干), в плечо, локоть и кисть. Аналогично в таз-бедро, колено, голеностоп (髋kuan,膝xi,踝huai).
Во время движения мы используем мысль, но можно сказать как-бы половину мысли, что-то между состоянием есть мысль и нет мысли, этого уже достаточно. Сильно концентрироваться на мысли не надо, иначе будет одна мысль и вы забудете об остальных составляющих движения.
Используя на половину мысль, на половину расслабление, вы можете почувствовать все свое тело. Если внимание концентрируется слишком в одном месте, вы потеряете контроль других частей тела.

2. вертикальное вращение дантяня вперед назад. Это вращение также вызывает движение всего тела (die 叠), груди и поясницы.
Например, начальное движение в форме лаоцзя поднятие и опускане рук одновременно с приседанием. В этом движении нет горизонтального вращения дт, и также нет усилия наматывания шелковой нити в руках, а есть только вертикальное вращение спереди вверх, сзади вниз. Еще пример, удар ногой вверх с хлопком по ней рукой (в середине формы лаоцзя), это движение также вызывается вертикальныме вращением дантяня.

При раскрытии рук ци движется в руки, при закрытии рук ци возвращается в дантянь – это также правило движения тайцзи.

3. Изменение усилия (换劲) – изменение вращения с горизонтального на вертикальное и обратно.
Например, в первом упражнении шелковой нити правой рукой. Правая рука находится вверху на уровне груди и идет направо (горизонтальное вращение ндт), затем рука опускается вниз на уровень живота (вертикальное вращение ндт), затем движется внизу вправо (горизонтальное вращение), поднимается снизу вверх (вертикальное вращение).

Оригинал лекции на китайском языке с английскими титрами, поэтому в русском переводе может быть звучит не очень складно, извините. Е.Маслова

Вернуться на главную страницу


на главную


Рубрики:





Самое читаемое:


Авторы:


Наши друзья:


Подписка: