Master's Shen Zhi students Blog | Блог учеников Мастера Шень Чжи

Chinese Gongfu - Китайское Мастерство

Блог учеников Мастера Шень Чжи  

    О проекте     О Мастере     Ученики     Мероприятия     Контакты

    

Мастера каллиграфии (4) – У ЧжиЧжуань и стили каллиграфии


Опубликовано Август 2011 г., автором Елена Маслова

У Чжичжуань (Wu ZhiZhuan 武志專) - дочь известного в Китае художника и каллиграфа, 7 лет обучалась каллиграфии у отца. Погибла в автомобильной катастрофе под Москвой (вместе с Дай Чао) в 2003 году в возрасте примерно 45 лет.
Я начала у нее учиться каллиграфии в 1997 году в небольшой группе учеников 4-5 человек. В то время у нас не было красочных учебников с копиями работ разных мастеров, поэтому она сама писала для нас примеры, которые мы усердно повторяли дома на газетах. Все примеры она писала с ходу, без всякой подготовки, как говортся, с листа. Сама она себя мастером каллиграфии никогда не считала, при мне всего лишь однажды поставила печать на свою работу. (С этой работы начинается галлерея фотографий ниже.) Учиться у нее было интересно, т.к. мы довольно быстро продвигались от стандартного стиля (кайшу) к полускорописи (синшу) и скорописи (цаошу). Особенно стиль синшу у нее получался очень красивый, легкий, плавный и мягкий. Вот только повторить его было очень не просто! Наверно он отражал ее веселый и легкий характер.

Несколько учебных примеров, написанных У ЧжиЧжуань, в которых продемонстрированы разные стили, т.е. один и тот же текст написан разными стилями:



Стили китайской каллиграфии.
Существует множество различных стилей, но главных всего 5, из которых в настоящее время активно используется 2.

1. Чжуаньшу (篆书). Самый старый стиль, им писали 500-200гг до н.э. Все линии в этом стиле имеют одинаковую толщину, углы по возможности сглажены. Сами иероглифы имеют навороченный вид из-за того, что древние китайцы сначала пытались каждому явлению и предмету дать один свой иероглиф. Но в какой-то момент их осенило, что так недолго и запутаться, и они перестали усложнять иероглифы, а новые понятия (слова) стали составлять из уже имеющихся иероглифов. Например, Даодэцзин написан еще в то время, когда каждый иероглиф отражал одно слово-пониятие, в книге нет словосочетаний из двух иероглифов, кроме быть может «тхиэнся» (tianxia 天下) – поднебесная. Сейчас стилем чжуаньшу не пишут и использует его только в личных печатях. (Справа дан пример стиля сяо-чжуаньшу. Есть еще более древний стиль да-чжуаньшу, но им писали на панцирях черепах или костях животных, т.е. царапали чем-то острым и к каллиграфии кистью он не относится.)

2. Лишу (隶书). Этот стиль был в ходу в период с 200 г до н.э. по 200 г н.э. Пиктограммы иероглифов значительно упростили. Этим стилем писались все официальные и деловые бумаги того времени. С точки зрения каллиграфии стиль лишу – это прорыв! Теперь не все линии в иероглифе были одинаковой толщины и даже одна линия могла иметь узкие и широкие места. А последняя горизонтальная черта вообще писалась с «головой гусеницы и хвостом гуся» - это второе название данного стиля. Сам иероглиф писался немного сплющенным сверху, т.е. иероглиф вписывался не в квадрат, а в горизонтальный прямоугольник. Этот стиль сейчас не используется. Вообще, есть легенда, что стиль создал ученый и чиновник Чен Мяо (240-207 гг. до н.э.). Он выступал против императора Цинь Шихуан-ди и был за это посажен в тюрьму на 10 лет. В тюрьме ему уже нечего было терять и он, нарушив все старые каноны, предложил новый стиль. В наше время его бы назвали революционером и поставили бы памятник!

3. Кайшу (楷书). Сформировался в 200-300 гг н.э. Перейдя к этому стилю, китайцы отведали опьяняющий вкус перемен и можно сказать «тут Остапа понесло!», - новые стили стали появляться как грибы после дождя. Мастером стиля кайшу считается Чжун Ёу (Zhong You), его также прозвали «Королем Чжун» (имеется ввиду королем каллиграфии). Этот стиль используется в настоящее время как основной стиль (по английски regular script). Его проходят в школе, с него начинают учиться писать кистью. Линии имеют разную ширину, иероглиф вписывается либо в квадрат, либо в вертикальный прямоугольник.

4. Синшу (行书). Сформирован в 250-350 гг н.э. Всепризнанным мастером синшу был Ван Сичжи (303-361). Этот стиль самый популярный в современной каллиграфии. Называют его «бегущий стиль (running script)» или «полускоропись (semi-cursive script)». Соседние черты объединяются в один штрих, иероглифы своими очертаниями воспроизводят «гост» и легко распознаются.

5. Цаошу (草书). Также появился в 250-350 гг н.э. Это реальная скоропись, в которой некоторые части иероглифа упрощаются, некоторые части опускаются. Распознать иероглифы уже весьма трудно, к тому же порой они восходят к старинному варианту написания. Существуют специальные правила упрощения и, только зная их, можно читать текст, написанный скорописью. Читать скоропись – это удел китайской художественной элиты. Дословно цаошу означает травяной стиль, по английски он называется cursive script.

5а. Куанцао (狂草). «Бешеная скоропись или Буйные травы» появился сразу вслед за скорописью. Здесь уже один иероглиф плавно перетекает в другой, кисть почти не отрывается от бумаги, текст непрерывен и понимать его могут только крутые спецы. Поэтому, если вы видите на свитке текст, написанный будто курица лапой, то не очень-то корректно просить, стоящих рядом китайцев, прочитать написанное :-)
Есть версия, что стили куанцао и цаошу были созданы даосами, которые входили в транс, а в трансе им надо было быстренько записать все, что они услышали от потусторонних духов. Даже называется имя даоса Ян Си как создателя цаошу, который достиг бессмертия и в 336 г вознесся на небеса.

Удивительно, что все основные стили современной каллиграфии были уже сформированы 1500 лет назад! Конечно, за полторы тысячи лет в Поднебесной было огромное количество выдающихся каллиграфов, но, что еще более удивительно, основоположник синшу так и остался непревзойденным мастером и признан каллиграфом номер 1 всех времен и народов. О Ван Сичжи читайте в следующей статье.

Вернуться на главную страницу


на главную


Рубрики:



Самое читаемое:


Авторы:


Наши друзья: