Master's Shen Zhi students Blog | Блог учеников Мастера Шень Чжи

Chinese Gongfu - Китайское Мастерство

Блог учеников Мастера Шень Чжи  

    О проекте     О Мастере     Ученики     Мероприятия     Контакты

    

Коротко о терминах, используемых в китайской медицине, цигун и тайцзи-цюань


Опубликовано Март 2015 г., автором Елена Маслова

Новички на занятиях тайцзи и цигун сталкиваются с множеством китайских терминов, которые уже устоялись в русском языке, но все ж смысл их остается непонятным для неофитов. Хотя каждый может порыться в интернете и найти исчерпывающие ответы, мы решили для особо занятых людей опубликовать несколько кратких статей, посвященных терминологии.

Цигун (气功 qigong) – термин состоит из двух иероглифов «ци - энергия» и «гун - работа», т.е. означает «работу с энергией». В теле человека существует довольно много видов энергий, которые разделяются по функциям и качеству. Например, защитная ци – ходит под кожей и ее функция защищать. Качество энергий определятся ее цветом и яркостью.

Дао (道 dao) – изначальная тонкая субстанция, из которой произошел весь материальный мир и все живое, она пронизывает все вещи и заключает в себе информацию обо всем материальном. Это основное понятие даосизма. В даосизме считается, что дао породило единое, это единое подразделилось на 2: инь и ян, из них образовалось 3 и далее весь сомн вещей. Т.е. каждая вещь и существо содержит в себе инь и ян.

Инь – Ян (阴阳 yin-yang) – два противоположных начала, женское-мужское, темное-светлое, низ-верх и т.п.

Тайцзи (太极 taiji) – Великий предел, взаимодействие и баланс инь-ян, обычно изображается как черно-белый круг тайцзи.

Тайцзи-цюань (太极拳 taiji-quan) – состоит из 3х иероглифов, дословно переводится кулак великого предела. «Кулак» здесь используется в значении «борьба без оружия».

Багуа (八卦 bagua) – восемь триграмм. Триграмма – это тройка, составленная из трех черт, каждая из которых может быть либо непрерыной, либо разрывной. Непрерывная черта символизирует ян, разрывная – инь. Из двух видов черт можно собрать 8 различных троек.
1   2   3   4   5   6   7   8   
Каждая тройка (триграмма) имеет свое символическое название. Основной смысл триграмм – более четко разделить материю на подвиды, с той точки зрения, сколько в ней присутствует инь и ян. Например, максимальный ян – это три непрерывных черты, символизируют «небо», как бы тройной ян. Еще пример: сверху и снизу разрывные черты, а внутри сплошная, т.е. 2 инь, содержащие внутри 1 ян – эта тройка имеет название «вода», но по сути это иньская субстанция, которая может породить ян, подобно тому, как из чисто иньских грозовых туч может возникнуть молния – ян, и качество такого ян очень мощное.

Канал (经络 jingluo) – маршрут прохождения ци в теле человека. Каналов существует огромное количество, но главных всего 12. Эти 12 каналов связаны с основными внутренними органами и имеют свои окончания либо на руках, либо на ногах. Поэтому часть называют ручными, а часть ножными каналами. Все 12 каналов соединяются последовательно между собой и образуют один большой цикл. Связанные между собой ручной и ножной канал образуют меридиан. Таким образом, имеется 6 меридианов. Плохая проходимость конкретного канала влечет за собой болезнь соответствующего внутреннего органа. (Чтоб увеличить масштаб, нажмите на рисунок)
yangshou_3jingyinshou_3jingtuijing

Восемь чудесных сосудов (奇经八脉 qi jing ba mai) – энергетические резервуары в теле человека, куда сбрасывается избыточная ци, откуда пополняется ци в основных каналах при необходимости, а также через чудесные сосуды регулируется объем ци в правой – левой стороне тела. При правильных тренировках тайцзи-цюань, в чудесных сосудах скапливается большое количество ци и там начинается ее циркуляция.

wuxing
Усин (五行 wuxing) – пять энергетических фаз или переходов/трансформаций от одного вида энергии к другому. В 17м веке на западе был переведен как «пять первоэлементов», и, хотя потом западные синологи обращали внимание на ошибочность перевода, все равно многие до сих пор используют слово первоэлементы. Это видимо потому, что 5 фаз символически представляются как пять субстанций: дерево, огонь, земля, металл, вода. Однако Усин означает 5 энергетических переходов, трансформаций одного вида энергии в другой. Например, дерево порождает огонь, огонь образует пепел, т.е. землю, в земле образуется металл, металл плавится подобно воде, вода дает жизнь дереву. В теле человека энергия в каналах пяти основных органов соответствует пяти энергетическим фазам: печень-дерево, сердце-огонь, селезенка-земля, легкие-металл, почки-вода. В космосе также выделяется пять видов энергий. Фазы порождения изображают на круге. Кроме того, есть фазы разрушения – они образуют собой звезду. Т.е. вода разрушает огонь, огонь разрушает металл, и т.д. В китайской медицине усин используется для диагностики и лечения болезней.

Дантянь (丹田 dantian) – область в теле человека, в которой собирается, концентрируется ци. Основных таких областей имеется 4. Область за пупком внутрь на 1.3 цуня (примерно3 см) – называется желтый двор, область ниже пупка на 3см – называется нижний дантянь, область в груди между сосками – средний дантянь и область меджду бровей – верхний дантянь. Если устранить точки напряжения в теле, которые привлекают к себе ци и блокируют ее проходимость, то ци естественным образом будет собираться в дантяне. Как помытая тарелка, если ее оставить на некоторое время, в ней на дне образуется одна большая капля воды. Еще один образ - это ртуть, она может распадаться на множество мелких шариков, а может собраться в один большой шар. Считается, что нижнему дантяню соответствует триграмма вода, т.е. он по сути иньский, но может породить мощный ян. Отсюда следует, что при правильных тренировках можно ощутить тепло в нижней области живота. Еще одно свойство ци – это вращательное движение. Ци, собираясь в дантяне в шар, может начать самопроизвольно вращаться, что для нее явяляется естественным состоянием, аналогично вселенной, в которой все тела подчиняются вращательным движениям.

Алхимия (修炼 xiulian) – даосские практики внутреннего закаливания, выплавления ци в теле человека, т.е. трансформации и повышение качества ци с целью улучшения здоровья, являются базой для духовных практик. Т.е. в здоровом теле – здоровый дух. Например, тайцзи-цюань и некоторые виды цигун также являются даосскими практиками.

Вернуться на главную страницу


на главную


Рубрики:





Самое читаемое:


Авторы:


Наши друзья:


Подписка: