Мастер Шень Чжи в недавнем интервью на Эхо ТВ (апрель 2025) ответил на вопрос:
Как цигун и тайцзи влияет на качество жизни человека?
Цигун тренирует энергию человека трёх видов: Цзин, ци и шень (что соответствует энергиям трех дантяней). Дух шень находится в мозгу, правда есть такие, кто говорит он находится в точках юнцюань, что в середине стопы. Оба эти места (т.е. шень) могут порождать мудрость. Потому что ци движется...(тут переводчик переспросила). Дух шень может достигать головы, точки байхуэй, шишковидной железы в мозгу, может достигать точек юнцюань в середине ступней. Эти два места называют "яркими, напитанные жизнью, энергией" именно поэтому. Тогда мозг пробуждается, и способен порождать мудрость. Потому что, когда ци в достатке и кровь яркая, точно возможно зарождение мудрости. В итоге тайцзи цюань, цигун для философии и других путей одинаково ведёт практикующего к мудрости. И в конце концов практика даёт нам мудрость, совершенную мудрость, позволяет нашему мозгу быть необычайно ясным, истинно спокойным, истинно спокойным вместе с законами неба и земли. Земля и небо это всё становится твоим, потому что ци неба, ци земли объединяется с ци человека, небо и человек едины.
После интервью ученики попросили Мастера немного более подробно раскрыть китайское понятие "чжихуэй" - мудрость, что оно в себя включает.
Мудрость - глубокое и многомерное понятие. Она может превосходить простую сумму знаний или уровень умственного развития, объединяет в себе опыт, проницательность, осознание законов морали, жизни и судьбы.
Конфуцианская школа: выделяет "единство знания и действия", как например "интуитивное (природное) знание, что есть добро", мудрость заключается в пратике даодэ (добродетели, нравственности, морали) и ответственности перед обществом.
В даосизме цель - стремиться к естественности законов дао, мудрость это трансцендентность благосклонного подчинения правилам.
В буддизме: мудрость это постижение незнания (источника форм бытия, источника омрачения). В сутре сердца сущность прозрения это ясное осознание того, что все 5 скандх пусты.
Истинная мудрость в том, чтобы в неопределенности сохранять ясность, в сложности (запутанной ситуации) видеть суть, при этом постоянно сохраняя в душе сострадание.
Это как карта звезд на ночном небе, она не дает конкретного ответа, но задает возможное направление, так и мы тренируясь должны придерживаться этого направления и результата (обретения истинной мудрости).
В тайцзицюань стиля Шень каждая поза, движение, так и в целом схемы комплексов разработаны в соответствии с этим направлением! Из практики не так легко это осознать. Но если вы поймете суть Шеньши Тайцзи, наступит внезапное просветление! И в итоге вы обретете здоровье, радость и счастье, а также и смысл жизни!
В китайском языке есть несколько понятий, которые переводятся одинаково на русский язык как «дух». Уважаемый Мастер, не могли бы вы охарактеризовать некоторые из них, чтоб в русских переводах нам было понятнее, о чем идет речь.
神 дух шень: трансцендетное наивысшее существование или закон (природы).
灵 дух лин: говоря в общем, нечто нематериально существующее, обладающее такими свойствами как жизненная сила, духовная составляющая (сюда включаются человеческие души, боги, призраки).
心 дух/душа син: некая внутренняя основа человека, его мыслительный и эмоциональный центр, откуда берут начало нравственность, мораль, душевные силы, характеризуется способностью к действию, восприятию опыта, совершенствованию. Является центром, где действует и проявляется человеческий дух лин.
魂魄 дух хуньпхо состоит из двух иероглифов:
魂 дух хунь: обычно указывает на психическую деятельность высокого уровня такие как сознание, логика, эмоции, мудрость, воображение и т.п. Его считают янским, легким, поднимающимся вверх. После смерти человека хунь обычно может покинуть тело, возможно вознесется к небу, переродится или останется блуждать. Обычно его близко связывают с понятием духа шень 神, например, есть словосочетание «шеньхун».
魄 дух пхо: обычно указывает на психическую деятельность низкого уровня, тесно связан с физическими органами чувств, инстинктивными желаниями, физиологическими потребностями, физической активностью. Его считают иньским, тяжелым, опускающимся вниз. После смерти дух пхо постепенно рассеивается вместе с телом (возвращается к земле). Его близко связывают с "формой" (например, физический «tipo»).
Одна из теоретических моделей духовного строения человека заключается в том, что в человеке имеется 30% духа хун и 70% духа пхо (или 3 хун, 7 пхо), выражая главным образом соотношение духовного и физического, а также отношение к жизни и смерти.