Master's Shen Zhi students Blog | Блог учеников Мастера Шень Чжи

Chinese Gongfu - Китайское Мастерство

Блог учеников Мастера Шень Чжи  

    О проекте     О Мастере     Ученики     Мероприятия     Контакты

    

Матриархат рулит! (Озеро Лугуху)


Опубликовано Ноябрь 2013 г., автором Елена Маслова

01lake1В Китае между провинциями Сычуань и Юннань есть одно удивительное место, где спокон веков вплоть до сегодняшних дней правит матриархат. Местность эта находится в горах вокруг высокогорного озера Лугу, расположенного на высоте 2700м. Проживает там народность Мосо (mosuo), хотя официально китайцы причисляют их к народности Наси, но на самом деле Мосо ничего общего с Наси не имеют, кроме быть может сходного языка. Конечно, сами Мосо считают себя отдельным народом, что совершенно справедливо! Хотя обе народности, как говорит история, пришли из восточного Тибета, но обычаи и культура у них совершенно разные. Главное, что выделяет Мосо из всех национальностей мира, - это принятые до сих пор «гостевые браки». Если девушка и молодой человек полюбили друг друга и хотят пожениться, то никто не может им помешать, также никто не может навязать девушке жениха или парню невесту. Женитьба – это добровольное дело двух людей и только! Ни сто, ни двести, ни тысячу лет назад мосо не знали трагедий, связанных с насильным замужеством. У них все просто, молодые хотят пожениться, значит они приглашают одного свидетеля, местного шамана и устраивают свадьбу такую, которая им по карману. После свадьбы муж и жена расходятся каждый в свой дом и по-прежнему продолжают жить раздельно. Днем в полях на деревенских работах они видятся друг с другом и договариваются о встрече ночью. В домах мосо девушки живут на втором этаже, а мужчины на первом. Поэтому, чтобы попасть к жене, муж должен забраться на второй этаж через окно. Под утро муж обратным макаром возвращается в свой дом. Если муж ведет себя плохо, то жена окошко может и не открыть, а мужчины ее семьи с первого этажа могут и накостылять горе мужу. Но в целом все очень романтично устроено и, видимо этот налет романтики помогает мосо сохранить любовь и верные браки до гробовой доски. Хотя развод дело совершенно плевое, т.к. делить мужу и жене нечего (ведь у каждого свой дом и свое имущество), но все равно разводы довольно редки.

Дети растут в семье матери и воспитываются не только мамой, но и дядями , и тетями, т.е. всей семьей. Ребенок получает фамилию матери. Хозяйство передается по материнской линии. И в этом есть свой резон, т.к. у мосо очень регламентирована трудовая деятельность: женщина при доме и огороде, мужчины пасут скот в горах и могут уехать на заработки, поэтому логично, что дом и все хозяйство наследуется по женской линии. Дети, хотя живут в доме матери, всегда знают, кто их отец, и навещают дом отца по праздникам, проявляя дань уважения к отцу. Женщина, которая не может определенно сказать, кто отец ее ребенка, общественно порицается, что бывает довольно редко. Хотя наверняка бывает и так что, мужчины завернули не в то окошко, а женщины открыли не тому. Вообще, представляю себе как в ясную лунную ночь мужчины бродят туда сюда, наверно при встрече расшаркиваются друг с другом и желают удачи :)))

Религия у Мосо представляет собой некоторый микс шаманизма и тибетского ламаизма. Мосо верят в духов природы, особенно почитаются духи окружающих гор и, конечно, дух самого озеро Лугу (мать мосо). Летом они организовывают фестивали хождения вокруг главной горы и вокруг озера, чтоб поклониться духам, выразить им свое почтение и заодно попросить мира, урожая, хорошей погоды. Конечно, главной фигурой на фестивале является шаман, который имеет особый контакт с духами. Также шаман обязательно участвует во всех главных праздниках селян: рождение ребенка, совершеннолетие (в 13 лет мальчикам одевают штаны, а девочкам юбки), женитьба и похороны. Постройкой храмов как таковых Мосо не заморачиваются, довольствуются некоторым подобием печки, сложенной из камней, порой привесят к ней тибетские разноцветные флажки и ходят вокруг, перебирая четки и читая мантры. Иногда еще украшают печку черепом быка или яка с рогами. Дешево и сердито!Но свои дома мосо строят добротно, причем только из дерева, подгоняя впритык бревно к бревну и не используя никаких гвоздей.

Питание - это в основном мясо разного домашнего скота, но только не собак (собаки у них друг семьи, их никогда не ели), затем картошка, кукуруза и прочие овощи. Мосо любят все жарить, даже кукурузу, а уж жареная картошечка с грибами вкуснющая - точняк как у нас! Питьевую воду всегда брали из озера, только сейчас выезжают подальше на середину, т.к. берега уже не так чисты.

Одежда у мосо также отличается от соседних национальностей. Женщины носят белоснежные юбки и цветные с блестками кофточки, на голову одевают подобие венка из черной ткани, украшенной цепочками, драгкамнями и цветами. Мужчины носят ковбойские шляпы и сапоги, пояс обматывают красной тканью. Национальные танцы в основном сводятся к разным вариациям хороводов.

Для туристов развлечений не так уж много: кататься на велике вокруг озера, кататься на лодке по озеру (никаких катеров и моторок на озере нет), ходить по горам и, конечно, кушать местную еду и пить местное вино. Поэтому китайские туристы обычно более 2х дней не задерживаются, редко кто там проводит 3-4 дня, хотя добраться туда не так уж просто, из Сичхана на автобусе 8 часов, из Лицзяна 6 часов, причем дорога сплошь горный серпантин. Въезд на территорию озера стоит 80 юаней независимо от того сколько дней вы там проживете. Для туристов северная часть озера, принадлежащая пров.Сычуань более развита, хотя с юннаньской стороны ближе к горячим источникам.

Китай, Сычуань, Озеро Лугу 2013-09




Вернуться на главную страницу


на главную


Рубрики:





Самое читаемое:


Авторы:


Наши друзья:


Подписка: