Мастер Дай Чао
Опубликовано Март 2012 г., автором Елена Маслова
Прошло 9 лет как ушел из жизни мой первый учитель по тайцзи-цюань Дай Чао (Dai Chao 戴超) (26.3.1965 – 3.5.2003).
Он был очень хорошим мастером, очень скромным и уравновешенным человеком. Приехал в Россию в трудное перестроечное время в 1991 году, причем ему иностранцу было во сто крат труднее, чем нам россиянам. Но он продолжал тренироваться сам и тренировать других, стойко перенося все тяготы постсоветсткой жизни в чужой стране, с другим языком и обычаями. Нашел здесь свое счастье - У Чжичжуань, несмотря на разницу в возрасте они были хорошей парой, он буквально весь светился рядом с ней. Помогал ей воспитывать дочь, дома у них было очень приятно находиться, несмотря на бытовые трудности, сама атмосфера была очень хорошей, - это сразу чувствовалось. И, я думаю, не случайно они ушли из жизни вместе.
Познакомилась я с Дай Чао в 1997 г., т.к. я тогда начала заниматься каллиграфией у У Чжичжуань, занятия проходили в ДК и мы вынуждены были проходить мимо тренирующихся в актовом зале. Конечно, я уже знала, что в зале преподает Дай Чао, но что и как мне было неизвестно. Летом 1998 года после долгой отсидки в глазной больнице я спросила Дай Чао, есть ли у них какие-нибудь занятия, не очень трудные физически, чтоб только немного поправить здоровье. Он сказал, что мне можно заняться тайцзи-цюань.
Уже потом через несколько лет я обнаружила, что это моя вторая встреча с ним. Первая была в феврале 1992 года, когда МАБИ проводила семинар по ушу, на который пригласили приезжих китайских специалистов. На том семинаре он преподавал некий комплекс из стиля алмазный кулак, который своим началом очень напоминал форму из мэйхуачжуан. Тогда он просил нас не обучать этой форме других людей, окутав ее некой секретностью. Поняла я, что это один и тот же человек, только по китайской подписи, которую он поставил мне в блокноте (мы с ним как-то возвращались с тренировки вместе в метро). Конечно, вспомнить само лицо мне было не под силу, но манеру исполнения формы и ведения тренировки я потом вспомнила очень хорошо, да и иероглифы имени-фамилии совпадали.
Начав заниматься у Дай Чао, я понимала, что передо мной хороший мастер, а все остальное совсем не важно. Все остальное – это какой стиль мы тренируем, какая это разновидность формы, где сам Дай Чао научился этим комплексам, кто его учителя и т.п. вопросы, которые теперь сплошь и рядом задают грамотные лаоваи заезжим китайцам. Мне было достаточно видеть как он сам делал форму ян, как он по 40 мин равномерно ходил багуа по кругу, будто скользя по льду в низких стойках, почти не отрывая пяток от пола. Выходил он из круга весь мокрый, но какой-то довольный и успокоенный. В зале одновременно тренировались по трем стилям: янши тайцзи-цюань, багуачжан и мэйхуачжуан. Большинство учеников тренировали, конечно, тайцзи-цюань. Даже те, кто просились учить багуа, часто ссылались на пару лет занятий тайцзи, и только потом, по достижении некой расслабленности, им разрешалось начать тренировать багуачжан. Мэйхуачжуан, в силу физической сложности этого стиля, тренировали всего два ученика. В зале, несмотря на то, что ведет тренировки отличный мастер, было не так уж много учеников, обычно человек 20. При том, что Дай Чао уделял внимание 3 стилям, да еще и тренировался сам, мы часто занимались сами по себе и это, пожалуй, оказалось очень важным фактором при его такой короткой судьбе, - научить учеников заниматься самостоятельно. Хотя каждый был занят своим делом: кто делал разминку, кто форму мэйхуачхуан или тайцзи, кто-то нарезал круги багуа, кто-то работал в парах, но в целом в зале была хорошая рабочая атмосфера, располагавшая к самостоятельным тренировкам.
Помню, как-то раз я наблюдала свободный спарринг Дай Чао с одним из учеников. Это было удивительное зрелище. Дай Чао наносил удар ногой, причем было явно видно, что окончательную фазу удара он делает очень осторожно и дозировано, но ученик при этом взлетал в воздух, отлетал на 3-4 метра и брякался об пол, поднимался, опять вставал в стойку и все повторялось снова. Хоть я и прозанималась каратэ несколько лет, где спарринг обычно входил в программу тренировок, также мы часто ходили на соревнования, но такого эффектного боя я не видела никогда. Было ясно, что если Дай Чао ударит со своей обычной скоростью, с какой он, к примеру, делал махи ногами на разминке, то ученик уже вряд ли встанет. Но, вообще, в программе наших тренировок не было свободного спарринга, отрабатывались только отдельные связки в парах и разного вида туйшоу.
Дай Чао сам не считал нужным показывать много раз одно и то же движение. Однажды я подошла к нему с вопросом, вот у меня не получается это движение, он показал 2 раза, я повторила, но все равно криво, он махнул рукой и сказал, лет через пять получится, типа сейчас показывать много - смысла нет. Надо признать, что он был прав, действительно, именно лет через 5 стало получаться. Еще к большому нашему сожалению, он не любил сниматься на видео и даже просил вырезать некоторые записи семинаров, где он исполняет что-то. Зато он очень много объяснял словами, неустанно повторяя принципы тайцзи. Он мог каждое движение из формы рассказать в подробностях, где какие скручивания, совершенно незаметные внешне, где какие усилия, например, усилие идет назад, хотя тело движется вперед, и т.д. От таких объяснений в то время у меня вскипал мозг, но они запомнились очень хорошо и надолго. Это пожалуй еще один метод, который был крайне важен для последующих тренировок без него. Кроме того, он в наши головы заложил основы даосской теории, прочитав несколько лекций на семинарах.
В апреле 2003 года я зашла на «День тайцзи», где мне запомнилось выступление Ивана Лунгова. Несмотря на определенные недочеты, было понятно, что Ивана тренирует хороший мастер, который может чему-то научить. К тому же объявили, что их учитель приезжает через пару недель и можно прийти на семинар. У меня уже были куплены билеты в Непал, но я сходила к ним на несколько тренировок перед отъездом. Что мне тогда очень понравилось, так это то, что Мастер Шень Чжи повторял все движения много раз, с новичками занимался даже больше, чем с остальными, он неустанно повторял движения без всяких объяснений, делая их в низких стойках, так что были сразу понятны все переносы веса тела, круги и вращения, кроме того, он, когда мы уже валились с ног, сажал нас на пол и сам демонстрировал по нескольку раз очередное движение. Мне было даже жаль покидать семинар, про себя я решила, что обязательно еще посещу его семинары, т.к. они хорошо дополняют уже полученные теоретические знания. Вернувшись из Непала в конце мая, я узнала о гибели Дай Чао и У Чжичжуань в автомобильной аварии, что похороны уже прошли, и ученики собираются на поминки 40 дней.
Тогда мы решили пригласить соучеников Дай Чао, т.к. не очень понимали все же, у кого мы тренировались. Нам казалось, что достаточно пригласить очередных учеников Суй Юньцзяна, и мы продолжим тренировки. Но на поверку оказалось, что ученики одного учителя могут отличаться коренным образом и по уровню мастерства, и по человеческим качествам. Мне это стало ясно буквально после 2х тренировок с новыми преподавателями. Потом осенью 2003 года я снова надолго попала в глазную больницу, причем, это уже было, пожалуй, результатом моей самоуверенности, что я занимаюсь тайцзи и уже могу не очень обращать внимание на здоровье. В чем-то это было сходно с некоторой самоуверенностью Дай Чао: он любил быстро ездить на машине, веря в скорость своей реакции. Самоуверенность играет с нами злые шутки, хотя вопросы продолжительности жизни, как я верю, решаются на небесах задолго до самого финального события. Но эти два примера научили меня быть более осторожной как в жизни, так и в своих высказываниях. Зимой, выйдя из больницы, я увидела в интернете объявление об очередном семинаре с Мастером Шень Чжи и с тех пор тренируюсь под его руководством.
По прошествии многих лет, я пересмотрела кучу мастеров багуачжан как в интернете, так и на учебных дисках, покупаемых в Китае, и к моему разочарованию даже самые именитые не демонстрировали такого перфектного хождения по кругу, которое я привыкла наблюдать у Дай Чао. Интересовалась я также и мастерами стиля ян. С удивлением я сразу заметила, что разновидность формы, которую мы выучили у Дай Чао, не исполняет никто! Даже в старой записи В.Малявина, где исполняет форму пожилой учитель Дай Чао по стилю ян, форма близка к общепринятой, из которой выкинуты многие движения с диагональными усилиями. Я вспомнила, что когда-то Дай Чао говорил, что форма эта старая, и, он выучил ее где-то в горах, но тогда мне было все равно и я не интересовалась историей и линиями передачи. Сама форма очень хорошая и, так сказать, очень подходящая внутренне организму, она как-то успокаивает и дает другой эффект нежели чем формы стиля чень. Наверно потому, что в ней определенно больше скрытой внутренней работы, а физических движений меньше. Парадокс, но исполняя эту форму даже в средних стойках, потеешь больше и как-то качественно по-другому, чем исполняя в низких стойках синцзя или лаоцзя стиля чень. Прошло почти 10 лет, я занимаюсь другими стилями у Мастера Шень Чжи, но по-прежнему продолжаю тренировать и эту янскую форму, открывая в ней все новые и новые глубины, и благодарю первого учителя за то, что он успел передать. Однако, справедливости ради, этот мой дальнейший прогресс в понимании тайцзи был бы абсолютно не возможен без тренировок под руководством Мастера Шень Чжи.
После ухода из жизни Дай Чао, к нашему великому сожалению, осталось совсем немного материалов. Всего лишь несколько интервью и чуть-чуть видео.
Далее выдержки из публикаций, несколько ссылок на интервью и демо-ролики:
Родители дали ему имя Чао, что значит «сверх», «супер», «наилучший». Имя оказалось говорящим.
Мастер Дай Чао действительно был лучшим во многих отношениях. Его младший брат, Дай Цзюнь, рассказывал, что Дай Чао лучше всех учился в школе, в институте, и в занятиях боевыми искусствами с раннего детства показывал выдающиеся результаты. Не зря его взял к себе в близкие ученики легенда современного ушу, патриарх стиля Багуа-чжан Ли Цзимин. В последние годы Ли Цзимин не брал новых учеников. Люди во множестве приходили к нему и он, дав один-два урока, отправлял их к своим ученикам. Дай Чао в то время учился у ученика Ли Цзимина, также очень известного мастера Суй Юньцзяна. Суй Юньцзян представил Дай Чао своему учителю и Ли Цзимин, посмотрев на него, взял Дай Чао в ученики.
В интервью литовскому телевидению Дай Чао как-то сказал: «У меня были очень хорошие учителя. Некоторые из них были лучшими в мире».
И действительно, в этом смысле у него была счастливая судьба. Среди его учителей, кроме уже упоминавшихся Ли Цзимина и Суй Юньцзяна, были такие знаменитости мира у-шу, как Ван Даолун (мэйхуа) и Ди Гоюн (синьи и багуа),. Дай Чао занимался у главы стиля Уцзи-цюань (Кулак беспредельного хаоса) – сейчас я запамятовал его имя. Были и другие учителя – по тайцзи, цигуну. Имена их могут ничего не сказать широкой публике, но в узкой среде подлинных мастеров они звучат так же громко, как имена патриархов стилей. Сам Дай Чао говорил, что в Китае есть достаточно мастеров, чьи имена не так известны, но чье гунфу не уступает искусству знаменитостей. Таковым был его учитель тайцзи Ся Жичжен.
1 Первое интервью Дай Чао
2 Второе интервью Дай Чао
3 Видео тайцзи янши из выступления на НТВ в программе Д.Диброва «Антропология»
4 Рекламный ролик багуа, записанный в Словакии
Воспоминания старших учеников:
Алексей Винокуров (тайцзи цюань) Статья 1, Статья 2
Александр Понурин (тайцзи цюань и мэйхуачжуан) Статья
Ролик «Памяти Учителя» (авторы: Юлия Наумова и Олег Смердов) ds-meihua.ru
Несколько фотографий, сделанных на семинаре в Словакии (Лето 2002 год) и на банкете китайского посольства в Москве
Видео: янши тайцзи-цюань начало формы в исполнении Е. Масловой
Видео: янши тайцзи-цюань окончание формы в исполнении Е. Масловой
Вернуться на главную страницу
|